Русские среднего возраста, чьи молодые годы пришли в эпоху перемен, боятся за свое будущее и склонны экономить больше денег, чем тратят. Напротив, пожилые и молодые люди в России являются заядлыми потребителями: первые пережили трудности и дефицит — потенциальные потери их не пугают, а вторые разделяют врожденный оптимизм молодежи, согласно статье «Потребительские ожидания российской общественности» (1996 г.). -2009): взаимосвязи между когортами, поколениями и возрастами» Диляра Ибрагимова, старший научный сотрудник Лаборатории экономических исследований социологии НИУ ВШЭ.

Широко распространено предположение, что молодые люди легко расстаются с деньгами, совершая спонтанные покупки, не откладывая деньги на черный день и тратя на то, что им действительно нравится, даже если есть более дешевые альтернативы. Тем не менее, эмпирическое исследование Диляры Ибрагимовой показывает, что бабушка и дедушка могут потреблять столько же, сколько их внуки. Пережив годы трудностей и недостатков, они не боятся расстаться с деньгами.

Ибрагимова сообщила о своих выводах в статье «Потребительские ожидания российской общественности (1996-2009): взаимосвязь между когортами, поколениями и веками», опубликованной в журнале «Экономическая социология».

Мы склонны считать, что молодые люди, как правило, более оптимистичны и активны как потребители. Однако интерес автора к потребительским установкам старшего поколения обусловлен пониманием того, что возраст — это не просто биологическая характеристика, а также индивидуальный опыт того, где и при каких обстоятельствах они родились, выросли и жили.

Таким образом, пожилые люди, выросшие во времена перемен, могут относиться к деньгам иначе, чем молодые, жившие в период стабильности. Некоторые люди будут пытаться сэкономить на черный день, в то время как другие могут взять пару дополнительных займов, не заботясь о своем будущем. Таким образом, двадцатилетний, родившийся в 1970 году, может значительно отличаться от двадцатилетнего, родившегося в 1990 году.

Исследование Ибрагимовой было основано на данных периодических опросов потребителей, проводимых Левада-Центром в течение тринадцати лет подряд с использованием той же методологии на той же выборке из 182 507 респондентов.

Основываясь на возрасте рождения респондентов, условиях социализации и жизненном опыте, Ибрагимова определила девять когорт респондентов, родившихся между 1902 и 2006 годами.