Исследование показывает, что многие компании не только пережили кризис, но с тех пор укрепились и увеличили свой оборот, долю на рынке и прибыль.

Исследователи обнаружили, что с точки зрения выручки более 90% опрошенных компаний входят в один из двух основных кластеров, условно определяемых как «последовательный рост» и «стагнация», причем 58% компаний приходятся на первые и 34 % в последней категории. Тенденции были непоследовательными в оставшихся 8% компаний, исключая их из вышеуказанных категорий.

Первый кластер рос до 2008 года, а затем наблюдался кратковременный спад, за которым последовало восстановление и продолжающийся рост; второй кластер также рос до кризиса, но никогда не восстанавливался полностью после падения и сейчас находится в состоянии стагнации.

Третий кластер — довольно небольшая группа компаний, которые почти не пострадали от кризиса, но в 2010 году пережили резкое падение.

«Мы не рассматривали наиболее распространенный вопрос о том, что помогло компаниям пережить кризис. Известно, что около 6% российских компаний не выжили, в то время как некоторые другие близки к банкротству, тем не менее решили остаться на рынке», — сказал Кузнецов.

Увеличение инвестиций делает бизнес сильнее

Исследование выявило некоторые факторы, определяющие, окажется ли компания в растущем кластере.

В дополнение к структурным характеристикам компании, таким как отрасль и размер, исследователи проанализировали влияние таких факторов, как совместное владение иностранцами, инвестиции в технологии и бизнес-процессы в докризисный период, а также институциональная среда в регионе, где компания основана.

Крупные компании в пищевой и химической промышленности с более чем 10-летним опытом работы на рынке, скорее всего, окажутся в растущем кластере.

Те, кто вкладывал значительные средства в свою реструктуризацию и модернизацию основных средств и технологий до начала кризиса, с большей вероятностью могли быстро восстановиться и вырасти после кризиса.

Авторы исследования обнаружили, что наличие иностранных владельцев и принадлежность к холдинговой компании также обеспечили некоторую защиту от внешних потрясений.

Они также отметили, что благоприятный инвестиционный климат в регионе, где расположена компания, является существенным фактором успеха. «Чем лучше институциональная среда и чем меньше коррупция в регионе, тем больше вероятность того, что местные компании посткризисно восстановятся», — подчеркнул Кузнецов.

Он отметил, что одна из гипотез исследования о факторах успеха не подтвердилась, а именно о роли близости с правительством и получения государственной поддержки. «Мы предполагали, что компании, стремящиеся к тесным отношениям с правительством, с большей вероятностью будут стагнировать и не смогут восстановить свои докризисные доходы, но на самом деле мы не нашли никакой связи между тенденциями доходов компании и ее близостью к правительству», — сказал Кузнецов.

Авторы исследования приходят к выводу, что правительство может существенно помочь российским компаниям в период экономической неопределенности, приняв меры по поддержке реструктуризации и модернизации и улучшению институциональной среды, в частности, путем борьбы с коррупцией.