Анализ привел к выводу, что российские компании, как и иностранные, обучают своих сотрудников. По разным данным, собранным Травкиным, от 50 до 70% компаний организуют обучение своих сотрудников.

Инновационные, растущие и развивающиеся компании, которым требуется высокий уровень знаний и компетенций, делают это более охотно, чем другие. В то же время уровень вовлеченности работников в процесс обучения в России находится на относительно низком уровне. Работодатели обучают сравнительно небольшое количество обычно высококвалифицированных работников.

Например, в средних и крупных компаниях в образовании задействовано чуть менее 16% работников. Наименьшая доля людей, прошедших курсы, приходится на сельское хозяйство и рыболовство — около 4%. Наибольшая доля приходится на финансовые компании — 24,5%. Компании в горнодобывающей, обрабатывающей, газовой и водной промышленности обучают 22-23% своих сотрудников.

«Объем обучения персонала в компании напрямую связан с уровнем инвестиций в развитие персонала. Чем выше инвестиции, тем больше у компании шансов обучить больше людей и тем выше уровень непрерывного образования », — говорит Травкин. В то же время в средних и крупных компаниях, которые традиционно имеют больше возможностей инвестировать в обучение персонала, доля работников, прошедших обучение за счет средств работодателя, составляет всего 10-15%, тогда как в странах ОЭСР этот показатель В среднем 35-40%, а в Швейцарии он достигает 60%.

Профессиональная подготовка увеличивает доходы

Несмотря на то, что работодатели недостаточно обучают своих работников, существует высокая отдача от образования. По словам Травкина, «результаты эмпирического анализа отдельных данных RLMS-HSE за 2004-2008 годы ясно показывают увеличение заработной платы российских сотрудников после прохождения курсов повышения квалификации». В среднем те, кто прошел курсы в компании, получают в среднем 8,3%.

В то же время отдача от непрерывного профессионального образования в государственном секторе ниже, чем в частном, — 5,14% против 9,75%.

«Это означает, что повышение заработной платы (и, соответственно, повышение производительности труда) является прямой прибылью от образования как для работников, так и для компаний. В конце концов, работодатели получают прибыль от инвестиций в человеческий капитал », — заключает автор.

Государственная поддержка жизненно необходима

Остается только один вопрос — почему, если образование, согласно исследованию, выгодно работодателям, они обучают так мало своих сотрудников? По словам Травкина, ситуация может быть связана с высокими затратами на обучение компаний и высокими рисками инвестирования в человеческий капитал.

Он предлагает государству повысить мотивацию участников рынка труда вкладывать средства в образование. В частности, совместное инвестирование в непрерывное профессиональное образование в развивающихся и инновационных компаниях, создание обновленных критериев сертификации различных видов непрерывного образования для снижения информационного дисбаланса, сокращения государственной поддержки высших учебных заведений с низким уровнем знаний выпускников, и выделить освобожденные средства для поддержки компаний, которые обучают своих сотрудников. «Поскольку выпускникам университетов часто не хватает знаний и навыков, необходимых на рабочем месте, такое перераспределение средств повысит мотивацию работодателей к обучению своих сотрудников», — считает Павел Травкин.