Большинство владельцев российских компаний вкладывают средства в непрерывное обучение своих сотрудников, но не всех. Счастливчики составляют 10-20% всего персонала. Такие расходы выглядят рискованно, хотя отдача от них высока. Непрерывное образование увеличивает заработную плату в среднем на 8%, что является косвенным признаком такого же повышения производительности труда образованного персонала, — считает Павел Травкин, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ.

Недостаток образования и профессиональных навыков у работников промышленных предприятий является сегодня одной из ключевых проблем бизнеса. Опросы руководителей компаний показывают, что отсутствие профессиональных навыков у работников является второй по важности проблемой, препятствующей росту производства рабочей силы и, как следствие, росту промышленного производства. Косвенным признаком серьезных проблем с компетенцией является значительное сокращение продолжающейся занятости на одной должности. Если в 1994 году одна треть занятых работала более десяти лет на одной должности, то в 2005 году одна четверть занятых работала менее одного года на одной должности.

В развитых странах работодатели активно инвестируют в непрерывное профессиональное образование своих сотрудников. Согласно исследованию, проведенному Всемирным банком, в странах членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) более половины всех компаний предлагают своим сотрудникам непрерывное обучение определенного типа. Но в России уровень инвестиций в непрерывное образование значительно ниже. Одной из возможных причин низкого уровня вовлеченности работников в образование является отсутствие выхода из образования.

Павел Травкин попытался выяснить, так ли это на самом деле, оценивая влияние непрерывного профессионального обучения, получаемого на заработную плату работников в России, поскольку он считает, что «повышение заработной платы после курсов непрерывного образования основано на их повышении производительности». Исследование послужило основой для дипломной работы Павла Травкина «Влияние непрерывного профессионального образования на заработную плату работников».

Исследование было основано на данных RMLS-HSE с 2006 по 2011 год. Отбор включал более 40 000 человек в возрасте от 15 до 72 лет, которых спросили, прошли ли они повышение квалификации, профессиональную подготовку или другие курсы, в том числе курсы иностранных языков и иностранного языка. Сервисное обучение. В исследовании также использовались данные из опроса компаний «Взаимодействие между внутренним и внешним рынками труда», статистические данные Росстата (Федеральная служба государственной статистики), данные экономических исследований и обзоров деловой среды и эффективности предприятий (BEEPS). На основании этой информации был проведен эмпирический анализ масштабов образования на российских предприятиях.